Сравнение технических показателей двух серий тепловозов Монгольских железных дорог на основе математического моделирования

  • Гантумур [Gantumur] Бурэн-Итгэл [Buren-Itgel]
  • Владимир [Vladimir] Антонович [A.] Пречисский [Prechissky]
  • Артём [Artem] Александрович [A.] Барат [Barat]
Ключевые слова: регулятор мощности тягового генератора, тяговый электродвигатель, динамические процессы, локомотивы 2ТЭ116УМ и 2ТЭ10МК, математическое моделирование

Аннотация

Требования быстроты, надежности, безопасности и экономической эффективности грузоперевозок ставят перед Улан-Баторской железной дорогой ряд сложных логистических задач, таких как выбор оптимальной массы поезда, серии и числа секций локомотива для ведения грузового поезда заданного веса. В настоящее время эксплуатируются магистралдьные локомотивы 2ТЭ116УМ (31 единица, производства РФ), 2ZAGAL (10 единиц, производства Монголии), EVOLUTION (1 единица, производства США), DASH001 (2 единицы, производства США). Двухсекционный локомотив 2ТЭ116УМ, обеспечивающий движение состава массой 4500 тонн, на данный момент соответствует всем предъявляемым Улан-Баторской железной дорогой требованиям. В связи с развивающимися экономическими отношениями между Российской Федерацией и Китаем, встают задачи повышения пропускной способности, что ведет к поиску других, более экономически эффективных и одновременно максимально безопасных вариантов перевозок. Для решения поставленных логистических задач планируется введение в эксплуатацию локомотива 2ТЭ10МК, выпускаемого в Казахстане.

Улан-Баторская железная дорога предложила провести сравнительные исследования тяговых свойств и особенностей эксплуатации двух типов тепловозов 2ТЭ116УМ и 2ТЭ10МК с целью целесообразности их использования в условиях грузовых перевозок в Монголии. Рассмотрена полная математическая модель локомотива, реализованная в Simulink/MATLAB и включающая в себя регулятор мощности тягового генератора, позволяющая исследовать динамические и переходные процессы при переключении позиции контроллера машиниста. На ее основе сравниваются предполагаемые к введению в эксплуатацию локомотивы 2ТЭ116УМ и 2ТЭ10МК.

Сведения об авторах

Гантумур [Gantumur] Бурэн-Итгэл [Buren-Itgel]

аспирант кафедры электротехнических комплексов автономных объектов и электрического транспорта НИУ «МЭИ», e-mail: Itgel_007@mail.ru

Владимир [Vladimir] Антонович [A.] Пречисский [Prechissky]

доктор технических наук, профессор кафедры электротехнических комплексов автономных объектов и электрического транспорта НИУ «МЭИ», e-mail: pretchis@gmail.com

Артём [Artem] Александрович [A.] Барат [Barat]

старший преподаватель кафедры общей физики и ядерного синтеза НИУ «МЭИ», e-mail: artemsputt@gmail.com

Литература

1. Пречисский В.А., Мартишин С.А. Электропередача тепловоза с микропроцессорным управлением. М.: Издат. дом МЭИ, 2008.
2. Романенко И.Г., Данилов М.И. Моделирование тягового двигателя постоянного тока последовательного возбуждения в замкнутой системе регулирования параметров // Вестник Северо-Кавказского федерального ун-та. 2015. № 2. С. 66—72.
3. Грищенко А.В. и др. Микропроцессорные системы автоматического регулирования электропередачи тепловозов. М.: Маршрут, 2004.
4. Шрайбер М.А. Моделирование теплового состояния тяговых электродвигателей постоянного тока // Бюллетень результатов научных исследований. 2014. № 4 (13). С. 36—38.
5. Гордеев И.П., Тарасов Е.М., Балалаев А.Н., Калякулин А.Н. Моделирование процессов изменения токов и напряжений в силовых цепях локомотивов при различных состояниях их изоляции // Вестник СамГУПС. 2016. № 1 (31). С. 29—32.
6. Логинова Е.Ю., Бурэн-Итгэл Г. Исследование динамических процессов в электроприводе локомотива с использованием Simulink/Matlab // Cloud of Sci. 2015. T. 2. № 1. С. 87—97 [Электрон ресурс] http:// cloudofscience.ru (дата обращения 13.04.2018).
7. Логинова Е.Ю., Коваленко А.В. Влияние режима работы подвижного состава на его энергетические показатели метрополитена // Электроника и электрооборудование транспорта. 2013. № 6. С. 21—25.
8. Логинова Е.Ю., Нурушев Е.Т. Энергосберегающие технологии в системе городского транспорта // Задачи системного анализа, управления и обработки информации. 2014. Вып. 4. С. 86—89.
9. Черных И.В. Моделирование электротехнических устройств в Матlab, Simulink, SimPowerSystems. М., СПб.: ДМК Пресс, Питер, 2008.
--
Для цитирования: Бурэн-Итгэл Г., Пречисский В.А., Барат А.А. Сравнение технических показателей двух серий тепловозов Монгольских железных дорог на основе математического моделирования // Вестник МЭИ. 2019. № 4. С. 92—100. DOI: 10.24160/1993-6982-2019-4-92-100.
#
1. Prechisskiy V.A., Martishin S.A. Elektroperedacha Teplovoza s Mikroprotsessornym Upravleniem. M.: Izdat. Dom MEI, 2008. (in Russian).
2. Romanenko I.G., Danilov M.I. Modelirovanie Tyagovogo Dvigatelya Postoyannogo Toka Posledovatel'nogo Vozbuzhdeniya v Zamknutoy Sisteme Regulirovaniya Parametrov. Vestnik Severo-Kavkazskogo Federal'nogo Un-ta. 2015.2:66—72. (in Russian).
3. Grishchenko A.V. i dr. Mikroprotsessornye Sistemy Avtomaticheskogo Regulirovaniya Elektroperedachi Teplovozov. M.: Marshrut, 2004. (in Russian).
4. Shrayber M.A. Modelirovanie Teplovogo Sostoyaniya Tyagovykh Elektrodvigateley Postoyannogo Toka. Byulleten' Rezul'tatov Nauchnykh Issledovaniy. 2014;4 (13):36—38. (in Russian).
5. Gordeev I.P., Tarasov E.M., Balalaev A.N., Kalyakulin A.N. Modelirovanie Protsessov Izmeneniya Tokov i Napryazheniy v Silovykh Tsepyakh Lokomotivov pri Razlichnykh Sostoyaniyakh ikh Izolyatsii. Vestnik SamGUPS. 2016;1 (31):29—32. (in Russian).
6. Loginova E.Yu., Buren-Itgel G. Issledovanie Dinamicheskikh Protsessov v Elektroprivode Lokomotiva s Ispol'zovaniem Simulink/Matlab. Cloud of Sci. 2015;2;1: 87—97 [Elektron Resurs] http://cloudofscience.ru (Data Obrashcheniya 13.04.2018).
7. Loginova E.Yu., Kovalenko A.V. Vliyanie Rezhima Raboty Podvizhnogo Sostava na Ego Energeticheskie Pokazateli Metropolitena. Elektronika i Elektrooborudovanie Transporta. 2013;6:21—25. (in Russian).
8. Loginova E.Yu., Nurushev E.T. Energosberegayushchie Tekhnologii v Sisteme Gorodskogo Transporta. Zadachi Sistemnogo Analiza, Upravleniya i Obrabotki Informatsii. 2014;4:86—89. (in Russian).
9. Chernykh I.V. Modelirovanie Elektrotekhnicheskikh Ustroystv v Matlab, Simulink, SimPowerSystems. M., SPb.: DMK Press, Piter, 2008. (in Russian).
--
For citation: Buren-Itgel G., Prechissky V.A., Barat A.A. Mathematical Modeling-Based Comparison between the Technical Characteristics of Two Diesel Locomotive Series Used in the Mongolian Railways. Bulletin of MPEI. 2019;4:92—100. (in Russian). DOI: 10.24160/1993-6982-2019-4-92-100.
Опубликован
2018-05-14
Раздел
Электротехнические комплексы и системы (05.09.03)