Проблемы развития образования с точки зрения ценностных приоритетов

  • Елена [Elena] Георгиевна [G.] Гешева [Gesheva]
Ключевые слова: институциональные реформы образования, рейтинговые системы, индикаторы качества, креативный потенциал

Аннотация

Проанализированы актуальные проблемы развития образования в России. Показано несоответствие курса на узкую прагматизацию образования современным требованиям подготовки специалистов интеллектуального труда. Уделено внимание различным аспектам повышения качества образования, созданию эффективной образовательной среды, ориентированной на студента и основанной на учете индивидуальных особенностей. Критически рассмотрен подход к образованию как к сфере услуг, сокращающий поле академической свободы и университетского духа развития науки. Доказано, что менеджеризм в образовательной среде формирует специалистов с ситуативным мышлением, узким горизонтом опыта, слабыми рефлективными возможностями. Ошибочно слишком узко понимать образование как инструмент достижения экономического роста. Оно не должно являться лишь инструментом развития экономики. Истинные цели образования заключаются в формировании творческой личности, не ставящей перед собой целей удовлетворения иррациональных потребительских стандартов, а находящих смыслы в соотнесении себя с природными и культурными ценностями. Представлена проблема совершенствования теоретико-познавательных возможностей обучающихся. Специалисты уже давно с тревогой отмечают снижение интеллектуального потенциала обучающихся. Ориентация на «полезное», инструментальное знание, снижает тягу к теоретическим занятиям. Теория воспринимается как очень сложный вид деятельности, не имеющий сиюминутного эффекта, не ведущий даже и в отдаленной перспективе к жизненному успеху. Подчеркнута методологическая незрелость рейтинговых систем оценки качества образования на базе преимущественно количественных подходов. Отмечено, что гуманитарные и социальные науки играют существенную роль в подготовке современного инженера.

Сведения об авторе

Елена [Elena] Георгиевна [G.] Гешева [Gesheva]

Учёная степень: кандидат философских наук

Место работы: кафедра Философии, политологии, социологии им. Г.С. Арефьевой НИУ «МЭИ»

Должность: доцент

Литература

1. Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. Сб. науч. трудов. М.: Центр социологических исследований, 2016. Вып. 1.

2. Смолин О.Н. Высшее образование: борьба за качество или покушение на человеческий потенциал? // Социологические исследования. 2015. No 6. C. 91—101.

3. Зарубина Н.Н. Взаимное уважение в повседневной жизни россиян // Социологические исследования. 2014. No 3. C. 10—18.

4. Покровский Н.Е. О совершенствовании преподавания теоретико-социологических дисциплин // Социологические исследования. 2005. No 10. C. 72—73.

5. Красильщиков В.В. Исследование сформированности мыслительных операций у студентов вузов // Психологическая наука и образование. 2012. No 3. C. 34—44.
---
Для цитирования: Гешева Е.Г. Проблемы развития образования с точки зрения ценностных приоритетов // Вестник МЭИ. 2017. № 3. С. 102—108. DOI: 10.24160/1993-6982-2017-3-102-108.
#
1. Obrazovanie i Nauka v Rossii: Sostoyanie i Potentsial Razvitiya. Sb. Nauch. Trudov. M.: Tsentr Sotsiologicheskikh Issledovaniy, 2016. Vyp. 1. (in Russian).

2. Smolin O.N. Vysshee Obrazovanie: Bor'ba za Kachestvo ili Pokushenie na Chelovecheskiy Potentsial? Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2015;6.:91—101. (in Russian).

3. Zarubina N.N. Vzaimnoe Uvazhenie v Povsednevnoy Zhizni Rossiyan. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2014;3:10—18. (in Russian).

4. Pokrovskiy N.E. O Sovershenstvovanii Prepodavaniya Teoretiko-sotsiologicheskikh Distsiplin. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2005;10:2—73. (in Russian).

5. Krasil'shchikov V.V. Issledovanie Sformirovannosti Myslitel'nykh Operatsiy u Studentov Vuzov. Psi-\khologicheskaya Nauka I Obrazovanie. 2012;3:C. 34—44. (in Russian).
---
For citation: Gesheva E.G. Education Development Problems from the Viewpoint of Value Priorities MPEI Vestnik. 2017; 3:102—108. (in Russian). DOI: 10.24160/1993-6982-2017-3-102-108.
Опубликован
2019-01-15
Раздел
Теория и методика профессионального образования (13.00.08)