Оценка эффективности тягового привода электромобиля
Аннотация
Представлен проект системы силового агрегата для автономного электрического транспортного средства (АЭТС) с бортовым источником электроэнергии. В тяговом приводе АЭТС используются электрические машины с постоянными магнитами. Передние колеса имеют индивидуальные тяговые двигатели без редуктора. Привод задних колес осуществляется одним тяговым двигателем, передающим вращающий момент через редуктор и дифференциал. В качестве бортового источника энергии взяты литий-ионные аккумуляторы, обладающие высокой энергоемкостью и большим сроком службы. Основная цель настоящей работы — исследование возможностей регулирования расхода электроэнергии в предложенной системе тягового электропривода, обеспечивающего наибольшую экономичность при движении в условиях, оговоренных стандартным европейским ездовым циклом (СЕЕЦ). Данные исследований позволят в дальнейшем сравнить в одинаковых условиях наибольший достижимый пробег электромобиля и автомобиля. Для удовлетворения требований к рабочим характеристикам электромобиля при заданных параметрах рассчитана необходимая мощность тягового электропривода. Для увеличения пробега между подзарядками аккумуляторной батареи привод задних колес работает только в зоне низких скоростей (до 40 км/ч), а при более высокой скорости в работе остаются только приводы передних колес. С целью экономии энергии алгоритм управления тяговыми приводами обеспечивает большую продолжительность их работы с высокой частотой вращения. Тяговые характеристики привода передних и задних колес дают требуемую динамику электромобиля при пуске и торможении. Моделирование работы системы тягового привода выполнено на базе программного продукта AVL CRUISE. Предложены алгоритмы управления в режимах тяги и торможения с распределением потока мощности между передними и задними колесами для экономичного использования энергии аккумуляторной батареи.
Литература
2. Rajashekara K. Present Status and Future Trends in Electric Vehicle Propulsion Technologies // IEEE J. Emerg. Sel. Top. Power Electron. 2013. V. 1. No. 1. Pp. 3—10.
3. Bianchi N., Carraro E. Design and Comparison of Interior Permanent Magnet Synchronous Motors with Non-uniform Airgap and Conventional Rotor for Electric Vehicle Applications // IET Electr. Power Appl. 2014. V. 8. No. 6. Pp. 240—249.
4. Dougal R.A. Dynamic Lithiumion Battery Model for System Simulation // IEEE Trans. Components Packag. Technol. 2002. V. 25. No. 3. Pp. 495—505.
5. Shaohua L. e. a. A Rule-based Energy Management Strategy for a New BSG Hybrid Electric Vehicle // Proc. 3 rd Glob. Congr. Intell. Syst. 2012. Pp. 209—212.
6. Zeng X., Peng Y., Song D. Powertrain Parameter Matching of A Plug-in Hybrid Electric Vehicle // Proc. IEEE Conf. and Expo, Transportation Electrification AsiaPacific. Beijing, 2014. Pp. 1—5.
7. Слепцов М.А., Нагайцев В.И., Комаров В.Г., Банакин А.В. Обзор состояния и перспектив тягового электропривода автономного транспорта // Вестник МЭИ. 2016. № 4. С. 21—28.
---
Для цитирования: Слепцов М.А., Омара А.М. Оценка эффективности тягового привода электромобиля // Вестник МЭИ. 2018. № 6. С. 66—74. DOI: 10.24160/1993-6982-2018-6-66-74.