Марковский подход к построению моделей взаимодействия шероховатых поверхностей
Аннотация
Взаимодействие шероховатых поверхностей определяет многие процессы в электротехнике, теплотехнике, машиностроении, автомобильной промышленности, двигателестроении и других отраслях. Рельеф шероховатой поверхности представляет случайную по пространству функцию. Показано, что изменение шероховатых поверхностей в ходе их контактного взаимодействия можно анализировать с помощью теории марковских процессов. В рамках существующих моделей эта задача не решается.
Предложен подход, при котором каждая из двух поверхностей представляется совокупностью выступов. Каждый выступ описывается своим случайным состоянием (совокупностью выбираемых параметров), а каждая поверхность — распределением вероятностей на множестве состояний. При взаимном движении поверхностей происходит взаимодействие выступов, и его результат для двух выступов выглядит как известная двумерная функция взаимодействия. Состояние фиксированного выступа в следующий момент определяется предыдущим состоянием и случайным воздействием выступа другой поверхности. Если воздействия независимы, то процесс изменения состояния можно считать марковским.
Для распределения вероятностей справедлив рекуррентный пересчет во времени. Пересчитывая распределения, получим изменяющиеся во времени распределения, по которым найдем нужные характеристики взаимодействия, такие как средние площадь контакта и высота выступов, сила трения, износ и др. Выбирая различные варианты того, что есть состояние выступа и что есть функция взаимодействия, получим модели различной сложности и различной точности.
Идея сведения к марковской модели показана на простой дискретной схеме и обобщена. Подход применяется к анализу процесса трения, режиму усталостного разрушения с учетом смазки, возникающему в результате многократного контакта выступов. Приведен расчетный пример эволюции поверхностей, разделенных слоем смазки. Оценены технические характеристики, как функции пути трения и нагрузки.
Литература
2. Javorova J., Mazdrakova A., Andonov I., Radulescu A. Analysis of HD Journal Bearings Considering Elastic Deformation and Non Newtonian Rabinowitsch Fluid Model // Tribology in Industry. 2016. V. 38. No. 2. Pp. 186—196.
3. Holmberg K., Andersson P, Erdemir A. Global Energy Consumption Due to Friction in Passenger cars // Tribology International. 2012. V. 47. Pp. 221—234.
4. Задорожная Е.А., Мухортов И.В., Леванов И.Г. Применение неньютоновских моделей смазочных жидкостей при расчете сложнонагруженных узлов трения поршневых и роторных машин // Трение и смазка в машинах и механизмах. 2011. № 7. С. 22—30.
5. Чичинадзе А.В. и др. Основы трибологии (трение, износ, смазка). М.: Машиностроение, 2001.
6. Vorlaufer G., Ilincic S., Franek F., Pauschitz A. Wear Quantification by Comparison of Surface Topography Data // Encyclopedia of Tribology. 2012. Pp. 4087—4093.
7. Johansson S., Nilsson P.H., Ohlsson R. Bengt-göran Rosén Experimental Friction Evaluation of Cylinder Liner/ Piston Ring Contact // Wear. 2011. V. 271. Pp. 625—633.
8. Попов В.Л. Механика контактного взаимодействия и физика трения. М.: Физматлит, 2013.
9. Lazarev V., Gavrilov K., Doikin A., Vorlaufer G., Sequard-Base J. Estimation of the Tribotechnical Parameters of the «Piston Skirt — Cylinder Liner» Contact Interface from an Icengine for Decreasing the Mechanical Losses // WIT Trans. Ecology and the Environment. 2014. V. 190 (1). Pp. 625—635.
10. Amor M.B., Belghith S., Mezlini S. Finite Element Modeling of RMS Roughness Effect on the Contact Stiffness of Rough Surfaces // Tribology in Industry. 2016. V. 38. No. 3. Pp. 392—401.
11. Greenwood J.A., Williamson J.B.P. Contact of Nominally Flat Surfaces // Proc. Royal Soc. Series A. 1966. V. 295. Pp. 300—319.
12. Nayak P.R. Random Process Model of Rough Surfaces // J. Lubrication Techn. 1971. V. 93 (3). Pр. 398—407.
13. Демкин Н.Б. Контактирование шероховатых поверхностей. М.: Наука, 1970.
14. Крагельский И.В., Добычин М.Н., Комбалов В.С. Основы расчетов на трение и износ. М.: Машиностроение, 1977.
15. Тигетов Д.Г., Горицкий Ю.А. Марковская модель механического взаимодействия шероховатых поверхностей в процессе трения // Трение и смазка в машинах и механизмах. 2010. № 3. С. 4—13.
16. Горицкий Ю.А., Главатских С.Б., Бражникова Ю.С. Марковская модель взаимодействия шероховатых поверхностей // Трение и смазка в машинах и механизмах. 2014. № 2. С. 11—20.
17. Gavrilov K., Goritskiy Yu., Ismailova Yu., Rozhdestvensky Yu., Doikin A. A Numerical Model for Mechanical Interaction of Rough Surfaces of the «Piston- Cylinder Liner» Tribosystem // FME Trans. 2015. V. 43. No. 3. Pp. 249–253.
18. Gavrilov K., Goritskiy Yu., Migal I., Izzatulloev M. A Numerical Model for Estimation of Service Life of Tribological Systems of the Piston Engine // Tribology in Industry. 2017. V. 39. No. 3. Pp. 329—333.
19. Горицкий Ю.А., Гаврилов К.В., Исмаилова Ю.С., Шевченко О.В. Марковская модель изменения шероховатых поверхностей при механическом взаимодействии // Вестник МЭИ. 2017. № 5. С. 112—125.
20. Rozhdestvensky Yu., Zadorozhnaya E. A Simulation of the Thermal State of Heavily Loaded Tribounits and its Evaluation // Bulletin of the South Ural State University. Series: Mathematical Modelling, Programming and Computer Software. 2014. V. 7 (4). Pp. 51—64.
---
Для цитирования: Горицкий Ю.А., Гаврилов К.В., Мигаль И.А. Марковский подход к построению моделей взаимодействия шероховатых поверхностей // Вестник МЭИ. 2019. № 1. С. 114—123. DOI: 10.24160/1993-6982-2019-1-114-123.
#
1. Vencl A. Rac А. Diesel Engine Crankshaft Journal Bearings Failures: Case Study. Engineering Failure Analysis. 2014;44:217—228.
2. Javorova J., Mazdrakova A., Andonov I., Radulescu A. Analysis of HD Journal Bearings Considering Elastic Deformation and Non Newtonian Rabinowitsch Fluid Model. Tribology in Industry. 2016;38;2:186—196.
3. Holmberg K., Andersson P, Erdemir A. Global Energy Consumption Due to Friction in Passenger cars. Tribology International. 2012;47:221—234.
4. Zadorozhnaya E.A., Muhortov I.V., Levanov I.G. Primenenie Nen'yutonovskih Modeley Smazochnyh Zhid-kostey pri Raschete Slozhnonagruzhennyh Uzlov Treniya Porshnevyh i Rotornyh Mashin. Trenie i Smazka v Mashinah i Mekhanizmah. 2011;7:22—30. (in Russian).
5. Chichinadze A.V. i dr. Osnovy Tribologii (Trenie, Iznos, Smazka). M.: Mashinostroenie, 2001. (in Russian).
6. Vorlaufer G., Ilincic S., Franek F., Pauschitz A. Wear Quantification by Comparison of Surface Topography Data. Encyclopedia of Tribology. 2012:4087—4093.
7. Johansson S., Nilsson P.H., Ohlsson R. Bengt-göran Rosén Experimental Friction Evaluation of Cylinder Liner/ Piston Ring Contact. Wear. 2011;271:625—633.
8. Popov V.L. Mekhanika Kontaktnogo Vzaimodeystviya i Fizika Treniya. M.: Fizmatlit, 2013. (in Russian).
9. Lazarev V., Gavrilov K., Doikin A., Vorlaufer G., Sequard-Base J. Estimation of the Tribotechnical Parameters of the «Piston Skirt — Cylinder Liner» Contact Interface from an Icengine for Decreasing the Mechanical Losses. WIT Trans. Ecology and the Environment. 2014;190 (1):625—635.
10. Amor M.B., Belghith S., Mezlini S. Finite Element Modeling of RMS Roughness Effect on the Contact Stiffness of Rough Surfaces. Tribology in Industry. 2016;38;3:392—401.
11. Greenwood J.A., Williamson J.B.P. Contact of Nominally Flat Surfaces. Proc. Royal Soc. Series A. 1966;295:300—319.
12. Nayak P.R. Random Process Model of Rough Surfaces. J. Lubrication Techn. 1971;93 (3):398—407.
13. Demkin N.B. Kontaktirovanie Sherohovatyh Poverhnostey. M.: Nauka, 1970. (in Russian).
14. Kragel'skiy I.V., Dobychin M.N., Kombalov V.S. Osnovy Raschetov na Trenie i Iznos. M.: Mashinostroenie, 1977. (in Russian).
15. Tigetov D.G., Goritskiy Yu.A. Markovskaya Model' Mekhanicheskogo Vzaimodeystviya Sherohovatyh Poverhnostey v Protsesse Treniya. Trenie i Smazka v Mashinah i Mekhanizmah. 2010;3:4—13. (in Russian).
16. Goritskiy Yu.A., Glavatskih S.B., Brazhnikova Yu.S. Markovskaya Model' Vzaimodeystviya Sherohovatyh Poverhnostey. Trenie i Smazka v Mashinah i Mekhanizmah. 2014;2:11—20.(in Russian).
17. Gavrilov K., Goritskiy Yu., Ismailova Yu., Rozhdestvensky Yu., Doikin A. A Numerical Model for Mechanical Interaction of Rough Surfaces of the «Piston- Cylinder Liner» Tribosystem. FME Trans. 2015;43;3: 249–253.
18. Gavrilov K., Goritskiy Yu., Migal I., Izzatulloev M. A Numerical Model for Estimation of Service Life of Tribological Systems of the Piston Engine. Tribology in Industry. 2017;39;3:329—333.
19. Goritskiy Yu.A., Gavrilov K.V., Ismailova Yu.S., Shevchenko O.V. Markovskaya Model' Izmeneniya Sherohovatyh Poverhnostey pri Mekhanicheskom Vzaimodeystvii. Vestnik MEI. 2017;5:112—125. (in Russian).
20. Rozhdestvensky Yu., Zadorozhnaya E. A Simulation of the Thermal State of Heavily Loaded Tribounits and its Evaluation. Bulletin of the South Ural State University. Series: Mathematical Modelling, Programming and Computer Software. 2014;7 (4):51—64.
---
For citation: Goritsky Yu.A., Gavrilov K.V., Migal′ I.A. Markov Approach to Constructing Rough Surfaces Interaction Model. MPEI Vestnik. 2019;1:114—123. (in Russian). DOI: 10.24160/1993-6982-2019-1-114-123