Методологические вопросы взаимодействия среды, творчества и личности
Аннотация
Проанализированы проблемы творчества и творческой личности во взаимодействии со средой, имеющие общекультурный характер и выходящие за пределы только научного творчества. Рассмотрены различные подходы к проблеме творчества, творческой деятельности, творческого потенциала в русской философии, а также в современной философской, социологической и психологической литературе. Раскрыто понятие творчества и введена типология ее различных видов и стадий. Так, каждый этап творчества: выдвижение идеи, детализация и конкретизация, воплощение ее в жизнь — можно рассматривать как самостоятельный тип творческой деятельности. Подобная классификация творческой деятельности родилась в рамках современного науковедения и относится, прежде всего, к видам научного творчества (фундаментальные, прикладные и технические знания). Сделан вывод, что деление на творческую и нетворческую деятельность весьма условно. Нет нетворческой деятельности, можно говорить лишь о доле или степени творчества в каждой конкретной деятельности. В числе упоминаемых в статье концепций: развивающий, деятельностно-организационный, аксиологический, сенергетический и ресурсный подходы, распространенные в отечественной литературе. Особое внимание уделено концепции среды и творчества Сальваторе Мади, который разрушает стереотипы отношения к творчеству, как к чему-то хрупкому и беззащитному. Ученый-творец как личность начинается с осознания окружающего мира и определения собственного отношения к нему, с осознания потребности в самореализации и саморазвитии. Именно самореализация в науке, более широкие возможности практического осуществления научных идей, а не только заработок являются побудительной силой творчества в вузовской и научной средах. Реализация этих сценариев бесспорно зависит от типа личности, его ценностных ориентаций. Дана оценка творческой деятельности, а также факторов, влияющих на креативную среду вуза, исходя из проведенных прикладных социологических исследований. Озвучена одна из главных проблем — организация творческой среды и ее информационное сопровождение. Результаты данной работы могут служить для совершенствования организационной и информационной эффективности творческой деятельности в вузе.
Литература
2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1889.
3. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. СПб: Изд-во «Лань», 1997.
4. Перспектива инновационного развития глазами российской научно-технической элиты // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.М.: Изд-во: Всероссийский центр изучения общественного мнения, 2011.
5. Свен-Гуннар Э. Будущее за развитием инновационных кластеров // Периодический бюллетень института общественного проектирования «Инновационные тренды». 2011. N 7. С. 1 — 3.