Гуманитарная составляющая модернизации инженерного образования в условиях четвертой промышленной революции
Аннотация
Новые направления развития системы образования определяются вызовами четвертой промышленной революции. В НИУ «МЭИ» последовательно реализуется стратегия, нацеленная на трансформацию в Университет 3.0, в деятельности которого соединяются научные, образовательные и технологические инновации. Актуальность проблемы отражена в решениях Ученого совета, состоявшегося 15 февраля 2019 г., и докладе ректора НИУ «МЭИ» Н.Д. Рогалева.
Ключевой фигурой Индустрии 4.0, обеспечивающей технологические прорывы, является инженер. Подготовка инженерных кадров — важнейшая стратегическая задача, поскольку от ее решения зависит конкурентоспособность государства и его национальная безопасность. Выпускник инженерно-технического вуза, востребованный в неоиндустриальном производстве, должен обладать универсальными компетенциями как профессионального, так и общекультурного содержания. В этой связи неизменно возрастает роль гуманитарной составляющей инженерной подготовки студентов, поскольку только гуманитарные науки формируют новое мышление специалиста, стремящегося к постоянному самосовершенствованию и самообразованию.
Цель статьи — исследование ведущих теоретических, методологических и практических аспектов современных подходов к гуманитарной подготовке инженерных кадров в условиях формирования Индустрии 4.0.
Инженерная деятельность в постиндустриальном мире приобретает все более интегрированный, комплексный и инновационный характер. Рост значимости системы высшего инженерного образования определяется тем, что через нее осуществляется подготовка высококвалифицированных кадров для Индустрии 4.0. Профессиональные компетенции для будущего специалиста имеют приоритетное значение, но динамика их устаревания очень высока. В современных реалиях неоиндустриализма главенствуют творческие и проективные способности студентов, которые менее всего подвержены девальвации.
В статье дается сравнительный анализ зарубежного и отечественного опытов, рассмотрены возможные направления гуманизации и гуманитаризации инженерного образования в условиях формирования модели Университет 3.0 и на основе реализации универсальных компетенций ФГОС ВО 3++.
Литература
2. Шваб К. Технологии четвертой промышленной революции. М.: Эксмо, 2018.
3. Алексанков А.М. Четвертая промышленная революция и модернизация образования: международный опыт //Культура и безопасность [Электрон. ресурс] http://sec.chgik.ru/chetvertaya-promyishlennaya-revolyutsiya-i-modernizatsiya-obrazovaniya-mezhdunarodnyiy-opyit-2/ (дата обращения 31.03.2019).
4. Кондаков А. Образование в эпоху четвертой промышленной революции [Электрон. ресурс] https://vogazeta.ru/articles/2017/9/20/analitycs/252- obrazovanie_v_epohu_chetvertoy_promyshlennoy_revolyutsii (дата обращения 29.03.2019).
5. CDIO [Офиц. сайт] www.cdio.org (дата обращения 29.03.2019).
6. MIT Engineering Leadership Program [Офиц. сайт] http://gelp.mit.edu (дата обращения 27.03.2019).
7. Чубик П.С., Чучалин А.И., Соловьев М.А., Замятина О.М. Подготовка элитных специалистов в области техники и технологий // Вопросы образования. 2013. № 2. С. 200—201.
8. Смирнова М.И., Родин А.Б. Гуманитаризация инженерного образования как вектор развития современной высшей школы // Известия Кыргызского гос. техн. ун-та им. И. Раззакова. 2014. № 32. Ч. I. С. 491—494.
9. Вершловский C.Г. Непрерывное образование. СПб: СПбАППО, 2007. С. 31—32.
10. Mechanical Engineering with a Year Abroad [Электрон. ресурс] www.imperial.ac.uk/study/ug/cour-ses/ mechanical-engineering-department/mechanical-engine-ering-with-a-year-abroad (дата обращения 31.03.2019).
11. The Power of the Humanities, Arts, and Social Sciences at MIT Respond [Электрон. ресурс] www.shass. mit.edu/news/news-2014-power-of-humanities-arts-social-sciences-at-mit (дата обращения 31.03.2019).
12. Смирнова М.И. Гуманитарная подготовка студентов инженерно-технических вузов: некоторые аспекты современной теории и практики // Будущее инженерного образования. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2016. С. 171—179.
13. Пусько В.С., Ламинина О.Г. Гуманитарная парадигма высшего технического образования // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2016. № 1. С. 185—197.
14.MIT Anthropology Requirements [Электрон. ресурс] https://anthropology.mit.edu/undergraduate/requirements (дата обращения 31.03.2019).
15. Михайлов А.Н., Родин А.Б., Смирнова М.И. Гуманитаризация инженерного образования в условиях формирования Индустрии 4.0 // Информатизация инженерного образования: Материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. М.: Изд-во МЭИ, 2018. С. 21—24.
---
Для цитирования: Смирнова М.И., Родин А.Б., Михайлов А.Н. Гуманитарная составляющая модернизации инженерного образования в условиях четвертой промышленной революции // Вестник МЭИ. 2019. № 6. С. 138—145. DOI: 10.24160/1993-6982-2019-6-138-145.
#
1. Shvab K. Chetvertaya Promyshlennaya Revolyutsiya. M.: Eksmo, 2016. (in Russian).
2. Shvab K. Tekhnologii Chetvertoy Promyshlennoy Revolyutsii. M.: Eksmo, 2018. (in Russian).
3. Aleksankov A.M. Chetvertaya Promyshlennaya Revolyutsiya i Modernizatsiya Obrazovaniya: Mezhdunarodnyy Opyt //Kul'tura i Bezopasnost' [Elektron. Resurs] http://sec.chgik.ru/chetvertaya-promyishlennaya-revolyutsiya-i-modernizatsiya-obrazovaniya-mezhdunarodnyiy-opyit-2/ (Data Obrashcheniya 31.03.2019). (in Russian).
4. Kondakov A. Obrazovanie v Epokhu Chetvertoy Promyshlennoy Revolyutsii [Elektron. Resurs] https:// vogazeta.ru/articles/2017/9/20/analitycs/252-obrazovanie_v_epohu_chetvertoy_promyshlennoy_revolyutsii (Data Obrashcheniya 29.03.2019).(in Russian).
5. CDIO [Ofits. Sayt] www.cdio.org (Data Obrashcheniya 29.03.2019).
6. MIT Engineering Leadership Program [Ofits. Sayt] http://gelp.mit.edu (Data Obrashcheniya 27.03.2019).
7. Chubik P.S., Chuchalin A.I., Solov'ev M.A., Zamyatina O.M. Podgotovka Elitnykh Spetsialistov v Oblasti Tekhniki i Tekhnologiy. Voprosy Obrazovaniya. 2013;2:200—201. (in Russian).
8. Smirnova M.I., Rodin A.B. Gumanitarizatsiya Inzhenernogo Obrazovaniya kak Vektor Razvitiya Sovremennoy Vysshey Shkoly. Izvestiya Kyrgyzskogo Gos. Tekhn. Un-ta im. I. Razzakova. 2014;32;I:491—494. (in Russian).
9. Vershlovskiy C.G. Nepreryvnoe Obrazovanie. SPb: SPbAPPO, 2007;31—32. (in Russian).
10. Mechanical Engineering with a Year Abroad [Elektron. Resurs] www.imperial.ac.uk/study/ug/cour-ses/ mechanical-engineering-department/mechanical-engineering-with-a-year-abroad (Data Obrashcheniya 31.03.2019).
11. The Power of the Humanities, Arts, and Social Sciences at MIT Respond [Elektron. Resurs] www.shass. mit.edu/news/news-2014-power-of-humanities-arts-social-sciences-at-mit (Data Obrashcheniya 31.03.2019).
12. Smirnova M.I. Gumanitarnaya Podgotovka Studentov Inzhenerno-tekhnicheskikh Vuzov: Nekotorye Aspekty Sovremennoy Teorii i Praktiki. Budushchee Inzhenernogo Obrazovaniya. M.: MGTU im. N.E. Baumana, 2016:171—179. (in Russian).
13. Pus'ko V.S., Laminina O.G. Gumanitarnaya Paradigma Vysshego Tekhnicheskogo Obrazovaniya. Kontekst i Refleksiya: Filosofiya o Mire i Cheloveke. 2016;1:185—197. (in Russian).
14. MIT Anthropology Requirements [Elektron. Resurs] https://anthropology.mit.edu/undergraduate/requirements (Data Obrashcheniya 31.03.2019).
15. Mikhaylov A.N., Rodin A.B., Smirnova M.I. Gumanitarizatsiya Inzhenernogo Obrazovaniya v Usloviyakh Formirovaniya Industrii 4.0. Informatizatsiya Inzhenernogo Obrazovaniya: Materialy IV Mezhdunar. Nauch.-prakt. Konf. M.: Izd-vo MEI, 2018:21—24. (in Russian).
---
For citation: Smirnova M.I., Rodin A.B., Mikhailov A.N. The Humanitarian Component in Modernizing the Engineering Education under the Conditions of the Fourth Industrial Revolution. Bulletin of MPEI. 2019;6:138—145. (in Russian). DOI: 10.24160/1993-6982- 2019-6-138-145.