Сравнительный социологический анализ культурного профиля студенческих субкультур России и Белоруссии

  • Зухра Кадимовна Селиванова [Selivanova
Ключевые слова: студенческая субкультура, российские и белорусские студенты, ценности, традиции, историческое, сознание, национальное самосознание, социологический опрос, сравнительный анализ

Аннотация

Цель исследования — проведение сравнительного анализа культурного профиля студенческих субкультур России и Республики Беларусь и выявление культурной дистанции студентов этих стран. Исследование проводили методом анкетного опроса в обеих странах с использованием одинакового инструментария. Основной результат исследования и его новизна — обнаружение в культурном профиле российских и белорусских студентов факта практически полного совпадения систем ценностных ориентаций по выделенным аспектам (системам ценностных предпочтений и ощущению общности (единения) с группами людей, о ком можно сказать «Это — МЫ») и одновременно наличие различий в историческом самосознании и национальном сознании российских и белорусских студентов. Не менее серьезны расхождения по вопросу о желательном выборе страны будущего проживания. Существенно больший процент белорусских студентов видит свое будущее за пределами своей страны, причем, ценностно-культурно оставаясь принадлежностью большого «русского мира», часть белорусских студентов для решения социальных жизненных проблем уже ориентирована не на Россию, а на Запад. Полученные результаты позволили сделать вывод как о глубокой культурно-национальной традиционности российских и белорусских студентов, так и об их ценностно-культурном сходстве, и, тем самым, отсутствии объективных культурных оснований для выпадения Белоруссии из «русского мира», но при этом о наличии социальных условий, подталкивающих к эмиграции молодежи за пределы русского ареала, и серьезных трансформациях сознания белорусских студентов, отторгающих их от русского культурного мира.

Сведения об авторе

Зухра Кадимовна Селиванова

кандидат социологических наук, доцент кафедры философии, политологии, социологии им. Г.С. Арефьевой НИУ «МЭИ», e-mail: zoi75@bk.ru

Литература

1. Денисова Н.Ф., Лашук И.В., Лихачева О.Н. Базовые ценности белорусского общества: функционально ориентирующие кластеры и вариативность ценностных структур // Мониторинг общественного мнения. 2017. № 4. С. 37—53.
2. Казарина-Волшебная Е.К., Комиссарова И.Г., Турченко В.Н. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодежи // СОЦИС. 2012. № 6. С. 121—126.
3. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСП, 2010.
4. Осипов Г.В. Социология. Основы общей теории. М.: Норма, 2003.
5. Селиванова З.К. Ценностный мир российских подростков: формирование, динамика, управление (социологический аспект). М.: Изд-во МЭИ, 2013.
6. Белорусская идея: история и реальность. Национально-государственная идентичность и общественные настроения в странах Евразийского экономического союза. М.: АНО «Аналитический центр инновационных проектов и технологий», 2016.
7. Андреев А.А., Селиванова З.К. Белорусская идея против «русского мира»? // Философия хозяйства. 2017. № 5. С. 11—28.
--
Для цитирования: Селиванова З.К. Сравнительный социологический анализ культурного профиля студенческих субкультур России и Белоруссии // Вестник МЭИ. 2020. № 1. С. 109—117. DOI: 10.24160/1993-6982-2020-1-109-117.
Опубликован
2019-02-24
Раздел
Социальная структура, социальные институты и процессы (22.00.04)