Особенности реализации практико-ориентированного подхода в инженерном образовании в эпоху глобальной цифровизации

  • Ирина [Irina] Александровна [A.] Кулик [Kulik]
  • Юлия [Yuliya] Владимировна [V.] Соколова [Sokolova]
Ключевые слова: инженерное образование, практико-ориентированный подход, цифровизация, хакатоны, профессиональная подготовка, практика, повышение квалификации, стажировка

Аннотация

Работа посвящена анализу современных тенденций в инженерном образовании. Описаны отличительные черты традиционной «знаниевой» парадигмы и особенности практико-ориентированного подхода, выявлена назревшая потребность к усилению последнего на этапе вузовской подготовки. Исследование особенностей практического обучения позволило установить целый ряд преимуществ данного метода, увидеть общность в отечественных и зарубежных тенденциях расширения роли практики. Эмпирической базой исследований послужил многолетний успешный опыт подготовки технических специалистов в НИУ «МЭИ». Особое внимание уделено изменениям в технической и технологической сферах, обусловленным глобальной цифровизацией, приводящим к трансформации инженерного дела и, следовательно, ставящим новые задачи в области образования. Обоснована целесообразность усиления практических компонентов в обучении, позволяющих выпускникам с успехом применять фундаментальные знания в профессиональной деятельности.

Сведения об авторах

Ирина [Irina] Александровна [A.] Кулик [Kulik]

директор Научного образовательного центра «Развитие партнерства в сфере информационно-коммуникационных технологий», НИУ «МЭИ», e-mail: KulikIA@mpei.ru  

Юлия [Yuliya] Владимировна [V.] Соколова [Sokolova]

кандидат философских наук, исполняющая обязанности заведующего кафедрой философии, политологии, социологии им. Г.С. Арефьевой, НИУ «МЭИ», e-mail: juliasokolova7@gmail.com

Литература

1. Боровков А.И., Марусева В.М., Рябов Ю.А., Щербина Л.А. Глобальные тренды в инженерном образовании // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского гос. политехн. ун-та // Гуманитарные и общественные науки. 2018. Т. 9. № 4. С. 58—76.
2. CDIO [Электрон. ресурс] www.tpu.ru/education/activity/cdio (дата обращения 27.12.2021).
3. Студенты НИУ «МЭИ» продемонстрировали выдающиеся результаты в ходе практики в представительстве немецкой корпорации SAP [Электрон. ресурс] www.mpei.ru/news/Lists/PortalNews/NewsDispForm.aspx?ID=2003 (дата обращения 27.12.2021).
4. Nadella S., Shaw G., Nichols J.T. Hit Refresh: the Quest to Rediscover Microsoft's Soul and Imagine a Better Future for Everyone. London: Harper Collins, 2017.
5. НИУ «МЭИ» [Офиц. сайт] www.mpei.ru/news/Pages/news_filter.aspx?country_add=Erasmus-ka2 (дата обращения 27.12.2021).
6. Dale E. Audio-visual Methods in Teaching. N.-Y.: Dryden Press, 1969.
7. McFarland M. Elon Musk Explains What's Wrong with Math Class [Электрон. ресурс] www.money.cnn.com/2017/07/19/technology/future/elon-musk-dc/index.html (дата обращения 27.12.2021).
8. Хакатон как зеркало реальности [Электрон. ресурс] www.news.microsoft.com/ru-ru/microsoft-ai-for-good-hackathon/#_ftn1 (дата обращения 27.12.2021).
---
Для цитирования: Кулик И.А., Соколова Ю.В. Особенности реализации практико-ориентированного подхода в инженерном образовании в эпоху глобальной цифровизации // Вестник МЭИ. 2022. № 4. С. 138—143. DOI: 10.24160/1993-6982-2022-4-138-143
#
1. Borovkov A.I., Maruseva V.M., Ryabov Yu.A., Shcherbina L.A. Global'nye Trendy v Inzhenernom Obrazovanii. Nauchno-tekhnicheskie Vedomosti Sankt-Peterburgskogo Gos. Politekhn. Un-ta. Gumanitarnye i Obshchestvennye Nauki. 2018;9;4:58—76. (in Russian).
2. CDIO [Elektron. Resurs] www.tpu.ru/education/activity/cdio (Data Obrashcheniya 27.12.2021). (in Russian).
3. Studenty NIU «MEI» Prodemonstrirovali Vydayushchiesya Rezul'taty v Khode Praktiki v Predstavitel'stve Nemetskoy Korporatsii SAP [Elektron. Resurs] www.mpei.ru/news/Lists/PortalNews/NewsDispForm.aspx?ID=2003 (Data Obrashcheniya 27.12.2021). (in Russian).
4. Nadella S., Shaw G., Nichols J.T. Hit Refresh: the Quest to Rediscover Microsoft's Soul and Imagine a Better Future for Everyone. London: Harper Collins, 2017.
5. NIU «MEI» [Ofits. Sayt] www.mpei.ru/news/Pages/news_filter.aspx?country_add=Erasmus-ka2 (Data Obrashcheniya 27.12.2021). (in Russian).
6. Dale E. Audio-visual Methods in Teaching. N.-Y.: Dryden Press, 1969.
7. McFarland M. Elon Musk Explains What's Wrong with Math Class [Elektron. Resurs] www.money.cnn.com/2017/07/19/technology/future/elon-musk-dc/index.html (Data Obrashcheniya 27.12.2021).
8. Khakaton kak Zerkalo Real'nosti [Elektron. Resurs] www.news.microsoft.com/ru-ru/microsoft-ai-for-good-hackathon/#_ftn1 (Data Obrashcheniya 27.12.2021). (in Russian).
---
For citation: Kulik I.A., Sokolova Yu.V. Peculiarities of Implementing a Practice-Oriented Approach to Engineering Education in the Digital Era. Bulletin of MPEI. 2022;4:138—143. (in Russian). DOI: 10.24160/1993-6982-2022-4-138-143
Опубликован
2021-12-21
Раздел
Теория и методика профессионального образования (13.00.08)