Структурное программирование как средство совершенствования компьютерной подготовки бакалавров

  • Людмила [Ludmila] Витальевна [V.] Чуркина [Churkina]
  • Наталья [Nataliya] Владимировна [V.] Чибизова [Chibizova]
  • Анастасия [Anastasiya] Александровна [A.] Горкина [Gorkina]
Ключевые слова: задача, структурное программирование, нисходящее проектирование, методология программирования

Аннотация

Рассмотрены проблемы компьютерной подготовки инженеров в вузах, возникающие в результате недостаточного понимании основной цели подготовки. Если ее рассматривать как часть общей математической подготовки и определить цель, как обучение студента решению задач на компьютере, то эта цель достигается путём обучения структурному программированию, представляющему собой современный способ решения задач на компьютере.

К настоящему моменту программирование концептуально полностью сформировалось как наука, что принципиально меняет подход к обучению программированию. Идеология структурного программирования — основа для понимания процесса программирования как формализованного процесса решения задач.

Структурное программирование опирается на базовый язык Паскаль, который был создан для обучения процессу программирования. В нем ярко отражены возможности компьютера как инструментария, они необходимы и достаточны для решения задачи любой сложности, поскольку в Паскале строго определён набор типов данных, обеспечивающий процесс решения задач.

Обучение структурному программированию — это обучение технологии решения задач на компьютере, которая является основой компьютерной грамотности любого выпускника вуза. В основу технологии положен нисходящий способ разработки программы, включающей правила композиции и декомпозиции подзадач.

Изучая программирование как технологический процесс решения задач, студент уже на начальном этапе своего обучения должен приобретать навыки решения задач на компьютере и развивать алгоритмическое мышление. Подобный опыт полезен будущему инженеру, специалисту по технологиям в своей профессии.

Сведения об авторах

Людмила [Ludmila] Витальевна [V.] Чуркина [Churkina]

кандидат  технических  наук,  доцент  кафедры  прикладной  математики НИУ «МЭИ», e-mail: ChurkinaLV@mail.ru

Наталья [Nataliya] Владимировна [V.] Чибизова [Chibizova]

доцент кафедры прикладной математики НИУ «МЭИ», e-mail: ChibizovaNV@mpei.ru

Анастасия [Anastasiya] Александровна [A.] Горкина [Gorkina]

ассистент  кафедры  прикладной  математики  НИУ  «МЭИ»,  e-mail: GorkinaAA@mpei.ru

Литература

1. Ершов А.П. Программирование — вторая грамотность [Электрон ресурс] http://ershov.iis.nsk.su/ru/ second_literacy/article (дата обращения 08.04.2017).
2. Дейкстра Э. Заметки по структурному программированию. М.: Мир, 1972.
3. Ершов А.П. Алгоритмический язык в школьном курсе основ информатики и вычислительной техники // Макропроцессорные средства и системы. 1985. № 2. С. 48—51.
4. Архангельский А.Я. Язык Паскаль и основы программирования в Delphi. М.: Бином-Пресс, 2008.
5. Горкина А.А., Чуркина Л.В. Возможность реализации доступа к классическим системам на современных компьютерах на примере Турбо Паскаль. М.: МЭИ, 2011.
6. Карпов Ю.Г. Теория и технология программирования. Основы построения трансляторов. СПб.: БХВ- Петербург, 2012.
7. Чуркина Л.В., Перевезенцева Е.С., Котарова И.Н. Технология разработки структурированных алгоритмов. М.: МЭИ, 1988.
8. Технология разработки многомодульных программ на языке Паскаль. М.: МЭИ, 1998.
9. Чуркина Л.В. Структура алгоритмов. Простые переменные. М.: МЭИ, 2011.
10. Чуркина Л.В. Решение задач в системе Паскаль с использованием рекурсии. М.: МЭИ, 2011.
---
Для цитирования: Чуркина Л.В., Чибизова Н.В., Горкина А.А. Структурное программирование как средство совершенствования компьютерной подготовки бакалавров // Вестник МЭИ. 2019. № 3. С. 142—147. DOI: 10.24160/1993-6982-2019-3-142-147.
#
1. Ershov A.P. Programmirovanie — Vtoraya Gramotnost' [Elektron Resurs] http://ershov.iis.nsk.su/ru/second_ literacy/article (Data Obrashcheniya 08.04.2017). (in Russian).
2. Deykstra E. Zametki po Strukturnomu Programmirovaniyu. M.: Mir, 1972. (in Russian).
3. Ershov A.P. Algoritmicheskiy Yazyk v Shkol'nom Kurse Osnov Informatiki i Vychislitel'noy Tekhniki. Makroprotsessornye Sredstva i Sistemy. 1985;2:48—51. (in Russian).
4. Arkhangel'skiy A.Ya. Yazyk Paskal' i Osnovy Programmirovaniya v Delphi. M.: Binom-Press, 2008. (in Russian).
5. Gorkina A.A., Churkina L.V. Vozmozhnost' Realizatsii Dostupa k Klassicheskim Sistemam na Sovremennykh Komp'yuterakh na Primere Turbo Paskal'. M.: MEI, 2011. (in Russian).
6. Karpov Yu.G. Teoriya i Tekhnologiya Programmirovaniya. Osnovy Postroeniya Translyatorov. SPb.: BKHV- Peterburg, 2012. (in Russian).
7. Churkina L.V., Perevezentseva E.S., Kotarova I.N. Tekhnologiya Razrabotki Strukturirovannykh Algoritmov. M.: MEI, 1988. (in Russian).
8. Tekhnologiya Razrabotki Mnogomodul'nykh Programm na Yazyke Paskal'. M.: MEI, 1998. (in Russian).
9. Churkina L.V. Struktura Algoritmov. Prostye Peremennye. M.: MEI, 2011. (in Russian).
10. Churkina L.V. Reshenie Zadach v Sisteme Paskal' s Ispol'zovaniem Rekursii. M.: MEI, 2011.
---
For citation: Churkina L.V., Chibizova N.V., Gorkina A.A. Structured Programming as a Means for Improving the Computer Training of Bachelors. Bulletin of MPEI. 2019;3:142—147. (in Russian). DOI: 10.24160/1993-6982-2019-3-142-147.
Опубликован
2018-03-09
Раздел
Теория и методика профессионального образования (13.00.08)