Информационная грамотность преподавателя иностранного языка: анализ российских и европейских профессиональных стандартов педагогов

  • Марина [Marina] Анатольевна [A.] Слепнева [Slepneva]
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, грамотность, компетентность, профессиональный стандарт педагога, цифровые технологии для изучения иностранного языка

Аннотация

Информатизация образовательного процесса началась более двадцати лет назад вместе с повсеместным распространением компьютеров в мире. Однако за столь длительный период до сих пор не все учебные заведения поддержали внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс. Наиболее вероятная причина —недостаток финансовых вложений в модернизацию. Однако и подготовке педагогов к работе с цифровыми технологиями изначально уделялось недостаточно внимания. В настоящее время, когда информационно-коммуникационная компетенция уже введена во все международные стандарты, ни выпускники педагогических институтов, ни уже давно практикующие учителя, как оказалось, надлежащими компетенциями в достаточной степени для использования их на практике не владеют.

Выполнен сопоставительный анализ российских и европейских профессиональных стандартов педагога, рассмотрены компетентности, которыми они должны обладать. Приведены различные варианты определений информационной грамотности, претерпевавшие изменения в процессе технологического становления. Отдельное внимание уделено требованиям к компетенциям в области цифровых технологий преподавателей иностранного языка, говорится о доступных в настоящее время цифровых инструментах, включая мобильные устройства. Студенты для изучения языков активно пользуются данными технологиями, однако грамотная интеграция цифровых инструментов непосредственно в образовательный процесс имеет положительные показатели.

Рассмотрен опыт работы с цифровыми технологиями, накопленный преподавателями кафедры иностранных языков НИУ «МЭИ». Сделан вывод о том, что высокий уровень информационной грамотности дает возможность не только изменить собственные педагогические методы, но и открыть новые горизонты для учеников, в свою очередь, получающих доступ к качественному образованию.

Сведения об авторе

Марина [Marina] Анатольевна [A.] Слепнева [Slepneva]

кандидат технических наук, заведующая кафедрой иностранных языков НИУ «МЭИ», e-mail: slepnevama@mpei.ru

Литература

1. UNESCO ICT Competency Framework for Teachers, 2018. [Электрон. ресурс] www.unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000368076 (дата обращения 29.06.2020).
2. Bawden D. Origins and Concepts of Digital Literacy. N.-Y.: Peter Lang Publ., 2008.
3. Claro M. e. a. Teaching in a Digital Environment (TIDE): Defining and Measuring Teachers' Capacity to develop Students' Digital Information and Communication Skills // Computers & Education. 2018. V. 121. Pp. 162—174
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 544н от 18.10.2013 г. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)».
5. Сергеев А.Н. Формирование ИКТ-компетентности педагога в процессе профессиональной подготовки будущих учителей // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. 2015. № 9–10(104). С. 22—26.
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 608н от 15.09.2015 г. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
7. Богомолов А.Н. Профессиональный портрет преподавателя в системе ДО // Высшее образование в России. 2007. № 9. С. 106—110.
8. European e-Competence Framework 3.0 A Сommon European Framework for ICT Professionals in All Industry Sectors. CWA 16234:2014. Pt. 1. [Электрон. ресурс] www.ecompetences.eu/wpcontent/uploads/2014/02/ European-e-Competence-Framework-3.0_CEN_CWA_16234-1_2014 (дата обращения 29.06.2020).
9. ISTE Standards. Teachers. International Society for Technology in Education [Электрон. ресурс] www.iste.org/docs/pdfs/20-14_ISTE_Standards-T_PDF.pdf (дата обращения 29.06.2020).
10. ISTE Standards for Educators. Computational Thinking Competencies [Электрон. ресурс] www.iste.org/standards (дата обращения 29.06.2020).
11. ISTE Standards for Educators [Электрон. ресурс] www.iste.org/standards (дата обращения 29.06.2020).
12. Carlson D.L., Archambault L. Technological Pedagogical Content Knowledge and Teaching Poetry: Preparing Preservice Teachers to Integrate Content with Voice Thread Technology // Teacher Education and Practice. 2013. V. 26(1). Pp. 117—142.
13. Delli Carpini M. Building Computer Technology Skills in TESOL Teacher Education // Language Learning & Technol. 2012. V. 16(2). Pp. 14—23.
14. Hatlevik O.E., Christophersen K.A. Digital Competence at the Beginning of Upper Secondary School: Identifying Factors Explaining Digital Inclusion // Computers & Education. 2013. V. 63. Pp. 240—247.
15. Rokenes F.M., Krumsvik R.J. Development of Student Teachers’ Digital Competence in Teacher Education // Universitetsforlaget Nordic J. of Digital Literacy. 2014. V. 9(4). Pp. 250—280
16. Digital Education at School in Europe. European Commission/EACEA/Eurydice, 2019.
17. Jauregi K., Graaff R., Huub van den Bergh. Learning by Doing: Promoting Language Teacher Competencies for Networked Teaching and Learning // Procedia. Soc. and Behavioral Sci. 2012. V. 34. Pp. 116—121.
18. Носкова Т.Н., Павлова Т.Б., Яковлева О.В. ИКТ-инструменты профессиональной деятельности педагога: сравнительный анализ российского и европейского опыта // Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 1. С. 25—45.
19. Bucur, N.-F, Popa, O.-R. Digital Competence in Learning English as a Foreign Language — Opportunities and Obstacles // Proc. XII Intern. Conf. Virtual Learning. 2017.
20. Rus D. Creative Methodologies in Teaching English for Engineering Students // Procedia Manufacturing. 2020. V. 46. Pp. 337—343
21. Dvorghets O., Shaturnaya Y. Developing Students’ Media Literacy in the English Language Teaching Context // Procedia — Soc. and Behavioral Sci. 2015. V. 200. Pp. 192—198.
22. Moeller A.J., Catalan T. Foreign Language Teaching and Learning // Intern. Encyclopedia for Soc. and Behavioral Sci. Oxford: Pergamon Press, 2015. V. 9. Pp. 327—332.
23. Key Data on Teaching Languages at School in Europe — European Commission/EACEA/Eurydice. Eurydice Rep. Luxembourg: Publ. Office European Union, 2017.
24. Sarica G.N., Cavus N. New Trends in XXI Century English Learning // Procedia — Soc. and Behavioral Sci. 2009. V. 1. Pp. 439—445.
25. Wagner D.A. e. a. Mobiles for Literacy in Developing Countries: аn Effectiveness Framework // Prospects. 2014. V. 44(1). Pp. 119—132.
26. Kukulska-Hulme A. Mobile Learning for Quality Education and Social Inclusion. UNESCO Institute for Information Technologies in Education, 2010.
---
Для цитирования: Слепнева М.А. Информационная грамотность преподавателя иностранного языка: анализ российских и европейских профессиональных стандартов // Вестник МЭИ. 2021. № 4. С. 135—142. DOI: 10.24160/1993-6982-2021-4-135-142.
#
1. UNESCO ICT Competency Framework for Teachers, 2018. [Elektron. Resurs] www.unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000368076 (Data Obrashcheniya 29.06.2020).
2. Bawden D. Origins and Concepts of Digital Literacy. N.-Y.: Peter Lang Publ., 2008.
3. Claro M. e. a. Teaching in a Digital Environment (TIDE): Defining and Measuring Teachers' Capacity to develop Students' Digital Information and Communication Skills. Computers & Education. 2018;121:162—174
4. Prikaz Ministerstva Truda i Sotsial'noy Zashchity Rossiyskoy Federatsii № 544n ot 18.10.2013 g. Ob Utverzhdenii Professional'nogo Standarta «Pedagog (Pedagogicheskaya Deyatel'nost' v Doshkol'nom, Nachal'nom Obshchem, Osnovnom Obshchem, Srednem Obshchem Obrazovanii)». (in Russian).
5. Sergeev A.N. Formirovanie IKT-kompetentnosti Pedagoga v Protsesse Professional'noy Podgotovki Budushchikh Uchiteley. Izvestiya Volgogradskogo Gos. Ped. Un-ta. 2015;9–10(104):22—2. (in Russian).
6. Prikaz Ministerstva Truda i Sotsial'noy Zashchity Rossiyskoy Federatsii № 608n ot 15.09.2015 g. Ob Utverzhdenii Professional'nogo Standarta «Pedagog Professional'nogo Obucheniya, Professional'nogo Obrazovaniya I Dopolnitel'nogo Professional'nogo Obrazovaniya». (in Russian).
7. Bogomolov A.N. Professional'nyy Portret Prepodavatelya v Sisteme DO. Vysshee Obrazovanie v Rossii. 2007;9:106—110. (in Russian).
8. European e-Competence Framework 3.0 A Сommon European Framework for ICT Professionals in All Industry Sectors. CWA 16234:2014. Pt. 1. [Elektron. Resurs] www.ecompetences.eu/wpcontent/uploads/2014/02/ European-e-Competence-Framework-3.0_CEN_CWA_16234-1_2014 (Data Obrashcheniya 29.06.2020).
9. ISTE Standards. Teachers. International Society for Technology in Education [Elektron. Resurs] www.iste.org/docs/pdfs/20-14_ISTE_Standards-T_PDF.pdf (Data Obrashcheniya 29.06.2020).
10. ISTE Standards for Educators. Computational Thinking Competencies [Elektron. Resurs] www.iste.org/standards (Data Obrashcheniya 29.06.2020).
11. ISTE Standards for Educators [Elektron. Resurs] www.iste.org/standards (Data Obrashcheniya 29.06.2020).
12. Carlson D.L., Archambault L. Technological Pedagogical Content Knowledge and Teaching Poetry: Preparing Preservice Teachers to Integrate Content with Voice Thread Technology. Teacher Education and Practice. 2013;26(1):117—142.
13. Delli Carpini M. Building Computer Technology Skills in TESOL Teacher Education. Language Learning & Technol. 2012;16(2):14—23.
14. Hatlevik O.E., Christophersen K.A. Digital Competence at the Beginning of Upper Secondary School: Identifying Factors Explaining Digital Inclusion. Computers & Education. 2013;63:240—247.
15. Rokenes F.M., Krumsvik R.J. Development of Student Teachers’ Digital Competence in Teacher Education. Universitetsforlaget Nordic J. of Digital Literacy. 2014;9(4):250—280
16. Digital Education at School in Europe. European Commission/EACEA/Eurydice, 2019.
17. Jauregi K., Graaff R., Huub van den Bergh. Learning by Doing: Promoting Language Teacher Competencies for Networked Teaching and Learning. Procedia. Soc. and Behavioral Sci. 2012;34:116—121.
18. Noskova T.N., Pavlova T.B., Yakovleva O.V. IKT-instrumenty Professional'noy Deyatel'nosti Pedagoga: Sravnitel'nyy Analiz Rossiyskogo i Evropeyskogo Opyta. Integratsiya Obrazovaniya. 2018;22;1:25—45. (in Russian).
19. Bucur, N.-F, Popa, O.-R. Digital Competence in Learning English as a Foreign Language — Opportunities and Obstacles. Proc. XII Intern. Conf. Virtual Learning. 2017.
20. Rus D. Creative Methodologies in Teaching English for Engineering Students. Procedia Manufacturing. 2020;46:337—343
21. Dvorghets O., Shaturnaya Y. Developing Students’ Media Literacy in the English Language Teaching Context. Procedia — Soc. and Behavioral Sci. 2015;200:192—198.
22. Moeller A.J., Catalan T. Foreign Language Teaching and Learning. Intern. Encyclopedia for Soc. and Behavioral Sci. Oxford: Pergamon Press, 2015;9:327—332.
23. Key Data on Teaching Languages at School in Europe — European Commission/EACEA/Eurydice. Eurydice Rep. Luxembourg: Publ. Office European Union, 2017.
24. Sarica G.N., Cavus N. New Trends in XXI Century English Learning. Procedia — Soc. and Behavioral Sci. 2009;1:439—445.
25. Wagner D.A. e. a. Mobiles for Literacy in Developing Countries: аn Effectiveness Framework. Prospects. 2014;44(1):119—132.
26. Kukulska-Hulme A. Mobile Learning for Quality Education and Social Inclusion. UNESCO Institute for Information Technologies in Education, 2010.
---
For citation: Slepneva M.A. Information Literacy of a Foreign Language Teacher: An Analysis of Russian and European Professional Standards of Teachers. Bulletin of MPEI. 2021;4:135—142. (in Russian). DOI: 10.24160/1993-6982-2021-4-135-142.
Опубликован
2020-07-01
Раздел
Теория и методика профессионального образования (13.00.08)