Повышение эффективности испытаний моделей самолетов на флаттер с использованием измерительно-информационных систем в дозвуковой аэродинамической трубе
Аннотация
Технология испытаний динамически и конструктивно подобных моделей самолетов на флаттер в дозвуковых аэродинамических трубах с использованием информационно-измерительных систем (ИИС) основана на сборе и обработке экспериментальных данных, полученных на докритических режимах. Поскольку полученная информация имеет значительный разброс, то критическая скорость флаттера определяется с приемлемой точностью только после ее статистической обработки в режиме пост-обработки. С учетом необходимости (при проведении испытаний на флаттер) изучения ряда модификаций модели технология требовала значительных затрат времени на пуски воздушного потока аэродинамической трубы и обработку экспериментальных данных. С целью сокращения указанных затрат отработана эффективная технология, способная за счет совершенства структуры ИИС оперативно с приемлемой точностью определять критическую скорость флаттера в процессе испытаний. Ее суть заключается в том, что она устраняет помехи, имеющие место в существующей системе, за счет внедрения в структуру ИИС оборудования передачи данных по беспроводной сети wi-fi, что позволяет в процессе испытаний модели на флаттер на докритических режимах зарегистрировать временной отклик модели на импульсную силу, выполнить его спектральный анализ и построить график амплитудного спектра, по которому можно измерить амплитуду основной гармоники, рассчитать и построить график функциональной зависимости величины, обратной амплитуде основного тона колебаний модели от скорости потока с использованием методов аппроксимации и экстраполяции. При переходе графика функциональной зависимости через нуль с приемлемой точностью устанавливается критическая скорость флаттера.
Показано, что при проведении испытаний на флаттер предложенная технология с точностью, не превышающей 5%, позволяет в процессе испытаний снизить в 5 раз затраты времени на пуски трубы и в 6 раз затраты на обработку экспериментальных данных. Рекомендовано использовать данную технологию в дозвуковых аэродинамических трубах ФГУП «ЦАГИ» при проведении испытаний моделей самолетов на флаттер.
Литература
2. Азаров Ю.А., Зиченков М.Ч., Парышев С.Э., Стрелков К.С. Развитие технологии моделирования явлений динамической аэроупругости в аэродинамических трубах. М.: Изд-во МАИК «Наука/Интерпериодика», 2018. С. 12.
3. Аэроупругость/ под ред. П.Е. Карклэ. М.: Инновационное машиностроение, 2019.
4. Брянцев Б.Д., Карклэ П.Г. Некоторые результаты определения критической скорости флаттера экстраполяционными методами // Труды ЦАГИ. 1976. Вып. 1772. С. 16—23.
5. Брянцев Б.Д., Карклэ П.Г. Об экстраполяционных методах определения критической скорости флаттера // Труды конференции по аэроупругости. М.: ЦАГИ, 1977.
6. Карклэ П.Г. Определение частот и декрементов собственных колебаний конструкции по переходным процессам // Ученые записки ЦАГИ. 1988. Т. XIX. № 1. С. 118—123.
7. Брянцев Б.Д., Карклэ П.Г., Парышев С.Э. Измерение частотных характеристик динамически подобных моделей в аэродинамических трубах // Труды ЦАГИ. 1992. Вып. 2481.
8. NI [Офиц. сайт] www.ni.com (дата обращения 25.02.2021).
9. Акселерометры для модальных испытаний [Электрон. ресурс] www.all-pribors.ru (дата обращения 25.02.2021).
10. WinПОС. Пакет обработки сигналов [Электрон. ресурс] www.nppmera.ru (дата обращения 25.02.2021).
---
Для цитирования: Логунов Б.А., Харин И.А. Повышение эффективности испытаний моделей самолетов на флаттер с использованием измерительно-информационных систем в дозвуковой аэродинамической трубе // Вестник МЭИ. 2021. № 5. С. 103—107. DOI: 10.24160/1993-6982-2021-5-103-107.
#
1. Lamper R.E., Lyshchinskiy V.V. Vvedenie v Teoriyu i Modelirovanie Flattera. Novosibirsk: Izd-vo NGTU, 1999:3—8. (in Russian).
2. Azarov Yu.A., Zichenkov M.Ch., Paryshev S.E., Strelkov K.S. Razvitie Tekhnologii Modelirovaniya Yavleniy Dinamicheskoy Aerouprugosti v Aerodinamicheskikh Trubakh. M.: Izd-vo MAIK «Nauka/Interperiodika», 2018:12. (in Russian).
3. Aerouprugost'. Pod Red. P.E. Karkle. M.: Innovatsionnoe Mashinostroenie, 2019. (in Russian).
4. Bryantsev B.D., Karkle P.G. Nekotorye Rezul'taty Opredeleniya Kriticheskoy Skorosti Flattera Ekstrapolyatsionnymi Metodami. Trudy TSAGI. 1976;1772:16—23. (in Russian).
5. Bryantsev B.D., Karkle P.G. Ob Ekstrapolyatsionnykh Metodakh Opredeleniya Kriticheskoy Skorosti Flattera. Trudy Konferentsii po Aerouprugosti. M.: TSAGI, 1977. (in Russian).
6. Karkle P.G. Opredelenie Chastot i Dekrementov Sobstvennykh Kolebaniy Konstruktsii po Perekhodnym Protsessam. Uchenye Zapiski TSAGI. 1988;XIX;1:118—123. (in Russian).
7. Bryantsev B.D., Karkle P.G., Paryshev S.E. Izmerenie Chastotnykh Kharakteristik Dinamicheski Podobnykh Modeley v Aerodinamicheskikh Trubakh. Trudy TSAGI. 1992;2481. (in Russian).
8. NI [Ofits. Sayt] www.ni.com (Data Obrashcheniya 25.02.2021).
9. Akselerometry dlya Modal'nykh Ispytaniy [Elektron. Resurs] www.all-pribors.ru (Data Obrashcheniya 25.02.2021). (in Russian).
10. WinPOS. Paket Obrabotki Signalov [Elektron. Resurs] www.nppmera.ru (Data Obrashcheniya 25.02.2021). (in Russian).
---
For citation: Logunov B.A., Kharin I.A. Improving the Efficiency of Testing Aircraft Models for Flutter Using Measurement and Information Systems in a Subsonic Wind Tunnel. Bulletin of MPEI. 2021;5:103—107. (in Russian). DOI: 10.24160/1993-6982-2021-4-103-107.